Перейти к содержанию
Red XIII

Отарская ностальгия

Рекомендуемые сообщения

Вместо предисловия.
Я очень давно не писал отчетов. Мелкие отчетики на десяток фото раз в год не в счет, это так, проба пера. Но по данному месту я просто обязан написать отзыв. По сути, в далеком 2008-м году долгие летние учения на данных заброшках, тогда еще бывших действующими войсковыми объектами нашей необъятной степной Родины, полностью изменили мою жизнь, в корне, а также приоритеты и характер. Знаете, есть такое расхожее выражение, пуля очень многое меняет в голове человека, даже если попадает в задницу. Ну, от пули меня провидение сберегло, а вот служба в армии и длительный автопробег Аягуз-Отар жарким летом 2008 года запомнился мне надолго. И увидел впервые я эти места не через видоискатель фотоаппарата, а через треснувшее и запыленное стекло транспортно-заряжающего ЗИЛ-131. Далее я мог бы еще долго писать тонны пафосной хрени в духе «кто был – тот будет, кто служил – не забудет», но я просто скажу, что для меня это не просто объекты, это – Память. Кто ремонтировал свою тридцатитонную «ласточку» на данной рембазе, вспомнит и улыбнется, ведь на память ему придет веселый балагур Дрон (тогда я еще не был Рэдом), и приколы про свиноглазого мопса, а остальным же, глядя на эти фото, остается только представить..
 Я люблю ездить в эти края. И всегда любил. Но, к сожалению, немалое расстояние в 170 километров от родной Алматы, начавшийся ремонт дороги и отсутствие привлекательных для сталкеров объектов крайне затрудняли мой очередной визит сюда. Кому я только не предлагал отвезти меня сюда, но с завидным постоянством птица обломинго щелкала клювом. Когда в связи с расширением личного состава Изнанки в приватную группу был приглашен Менжик, и поездка должна была теоретически состояться на Наурыз, я немного воспрянул духом, но планы менялись с такой же скоростью, как и погода в марте, поэтому состояться данной покатушке было суждено только в середине апреля.
 Итак, выбрано воскресенье с весьма высокими шансами на солнечную и жаркую погоду, утвержден состав участников, из которых я лично знал только Менжика, да и того не видел вживую чуть ли не с 2010 года, и, после небольших споров, было выбрано комфортное для меня время и точка старта.
 Какая машина будет нашим конём в этот раз я также не знал, в беседе были только краткие упоминания о некоем «пузотере», поэтому, стоя на месте встречи, я терялся в догадках. И был очень удивлен, когда подкатил седан «неприметного» красно-черешневого цвета. Упакован он был уже под завязку, поэтому я рыбкой нырнул на заднее сидение, и мы стартовали.
 Познакомившись с парнями и закончив с рукопожатиями, мы поехали в ближайший магнум за кормом вот для этого красавца:

eKTM9wyY3h8.jpg

Когда в самом начале пути тебя встречает такой пассажир, поездка определенно не может быть плохой. Купив корм и затарившись энергетиками, которые мы сразу принялись энергично потягивать, начали выбираться из города. Алтын-Орду проскочили на удивление быстро, строительство развязки там еще в самом начале, только столбы стоят, но в принципе адского столпотворения нет, в прошлом случалось застревать там и подольше. Разговор то затихал, то вспыхивал с новой силой, обсуждали все – от перспектив алматинского диггсталка до политической обстановки в стране в целом. О расстоянии до цели, как оказалось, парни имели весьма неточное представление. Менжик представлял себе путь до Отара примерно как до Самсов, и поэтому, когда мы доехали до них, он был весьма неприятно удивлен, что пилюкать ему еще сто километров. Дорога также не радовала, наш «экологически чистый» асфальт сошел вместе со снегом, а ежегодный заплаточный ремонт пятидесяти оттенков серого асфальта еще не стартовал, поэтому машинка периодически озадаченно покрякивала, влетая на скорости в очередную колдобину, а мой прижимистый мозг автоматически отсчитывал стоимость ремонта ходовки.
 Вдобавок китайские союзнички, которые нам, как известно, друзья, товарищи и братья, затеяли глобальное перестроение трассы Алматы-Бишкек, и потому вдоль ухабистой старой трассы тянулись распаханный и местами уже выровненные под ноль горы, которым суждено лечь в основу возрожденному Шелковому Пути, как называется сей амбициозный проект. Гаишников на трассе не то чтобы было много, но пару раз мы видели, как каких-то бедолаг вдоль обочины со знанием дела натягивали на бутылку, поэтому Менжик не гнал, да и антирадар лишним явно не казался.
 Долго ли, коротко ли, приехали мы в Отар. Решили начать с самого дальнего объекта, который был загадкой даже для меня, так как танкодром этот, бывший местом тренировки военнослужащих в/ч 07792, расформировали еще в 90-е, и лично я на нем не был, поэтому его расположение знал только приблизительно. И начали мы кататься по округе, выискивая объект и любуясь видами. А любоваться, надо сказать, было чем:


jqSe57_Tm4w.jpg

N1VSY-sBpKI.jpg

wetUvDV5JRw.jpg

В степи начинали зацветать маки, было великое множество всяких цветов, а свежая зелень радовала глаз. Вообще, люблю я наши степи, есть в них что-то такое притягательное, бескрайнее, заставляющее задуматься о вечном. Но, пока я размышлял об этом самом вечном, вдали показались признаки искомого объекта:

-di5auqKEos.jpg

А также со всей очевидностью показался тот факт, что этим путем к наблюдательным вышкам танкодрома мы не проедем. Поэтому, легонько ругаясь матом, мы развернулись, и почесали до поселка Матыбулак, через который, наконец, и попали на танкодром. Вообще, при слове танкодром я ожидал раскисшие бездонные говна, которые покоряются только могучему джипу или же сразу танку, поэтому был приятно удивлен, что за десятилетия глина давно устаканилась, а местные расхитители некогда социалистической собственности накатали по территории вполне приличные грунтовки. Наша первая цель была совсем недалеко. Одна из нескольких наблюдательных вышек, двухэтажных, в виде перевернутой вверх ногами буквы Т, конечно сильно пострадала от местных, но не так, как я опасался. Стальные лестницы были, естественно, давно спилены, и местами отсутствовали кирпичи, козырьки над входами зачем-то были также сломаны и брошены на землю. А вот два деревца сбоку уцелели, придавая маленькому строению вполне уютный вид:

Bu51EN7n2hI.jpg

Ведущая к вышке тропинка еще сохраняла следы побелки на бордюрах, оставленные десятками поколений трудолюбивых солдат, ведь духи, как сказал еще товарищ Тралл, не знают усталости. Между бордюрами легко угадывался асфальт, также вполне сохранившийся. Вообще остается только порадоваться умеренным аппетитам местных мародеров, которые за столько лет отсутствия охраны на полигоне занимались исключительно металлом (и то не особо тщательно), а остальные постройки оставили почти нетронутыми. Внутри вышек, особенно на втором этаже, легко можно ночевать, а рядом устраивать пикники, дорога вполне позволяет, даже для пузотеров.

Lzdp6gPLQlo.jpg

LH6cpyechrI.jpg

Танкодром оставлен уже очень давно, поэтому мелких предметов, оставшихся от вояк, практически нету, но если поискать внимательно, то можно найти, например, ржавый корпус от учебной противотанковой мины, или одинокую гильзу холостого патрона 5,45х39 от АК-74. Кстати, гильз там практически не встречается, видимо, стрельб здесь никогда не велось, либо были единичные случаи, и холостыми. Даже имея металлоискатель, смогли найти еще только один раздавленный патрон 7,62х39 от АКМ, с целым капсюлем. Нашли мы и разложившийся под солнцем почти до состояния почвы противогаз Нерехта, ну хоть не опостылевший ГП-5, и на том спасибо. Хотя, чтобы опознать ЭТО, потребовался весь мой немалый опыт:

zn8liSuNy4Y.jpg

Танкодром не плоский как скоровода, а весьма живописно размытый оврагами, сквозь глинистые склоны которых проглядывает интересная слоящаяся порода наподобие гранита:

8McSYNZ0IwM.jpg

Все эти холмы, овраги, спуски и подъемы, а также полное отсутствие бытового мусора и практически идеальная чистота делают прогулку по очень большой территории приятным времяпровождением. Тут и там попадаются остатки непонятных бетонных конструкций, чаще всего расколотых местными мародерами в поисках металла, но опять же, работают они явно спустя рукава – толстенный и качественный танковый буксировочный трос вот забыли, хотя железо там – эталонное.

xeZx5b-ylPY.jpg

Вояки возводили свои конструкции из всего, что попадалось ненужного или лишнего в хозяйстве. Вот, например, стена для танковой огневой точки (ТОТа) на вершине одного из холмов сделана из опорных катков от Т-54/55, либо Т-62, которые (если вы не знали) весьма легко меняются и являются у танкистов самым что ни на есть обыкновенным расходным материалом:

fzBAKKdjk98.jpg

Этим каткам не повезло – верхние в стопке уже отсутствуют, а нижние изрядно понадкусаны газорезкой. Но еще узнаваемы и выглядят техногенно. А вот, например, наклонная эстакада из бетонных блоков, по которой танки заезжали на крутой холм, раньше на ней лежали снятые ленты гусениц (что видно по следам ржавчины) для лучшего сцепления, а сейчас остался только бетон, но пока целый:

VVGuYAUuO9E.jpg

Гулять там можно до бесконечности, пустовато, конечно, и деревьев мало, но если солнце еще не летнее, и не палит прям в макушку, то спуски и подъемы, за которым открываются новые горизонты, весьма живописны:

MsDA_ns-5BE.jpg

Пока я с частью отряда рылся в руинах, вторая половина нашей команды извлекла на свет божий металлоискатель, и земля давно оставленного танкодрома стала понемногу отдавать свои тайны: ржавые фрагменты пулеметных лент, тот самый раздавленный патрон с целым капсюлем, заглушку от какого-то армейского прибора, фрагмент осветительной шашки и прочий мелкий мусор. Все это смывалось дождями в овраги, и легко находится там, если есть соответствующий прибор:

LWLCeeq5isk.jpg

Собрались, поехали к следующей вышке. Она практически полностью копирует предыдущую, только козырьки бетонные валяются чуть поодаль, да внутри почище, сказывается некоторое удаление от основных чабанских маршрутов:

jSPlrTBGa3U.jpg

PLQEdPYyDh8.jpg

EJkMj8sYUwk.jpg

Металл и здесь выпилен неравномерно, срезано только то, что на поверхности, а уходящие чуть ли не на метр в землю трубы торчат как и раньше. На стене вышки можно различить давно забытый кем-то прорезиненный плащ, длиннополый, как у бандитов в «Сталкере». Пасаны, стволы доставайте, ёпта.

UTviyIgEi-8.jpg

5czf3Usy4G0.jpg

Верхняя наблюдательная комната этой вышки вообще выглядит будто только что вымытая, ни соринки, ровный бетонный пол. Лестница, само собой, спилена, а на промежуточной площадке угнездились пара птенцов в гнезде, выглядящих как голубята. Хотя, откуда они там? Пока мы лазали по вышке, Менжик с товарищем-поисковиком, не столь интересующиеся типовой военной архитектурой, накопали с помощью металлоискателя что бы вы думали? Самый настоящий танковый трак, все от того же Т-54/55, практически нетронутый ржавчиной. Он глубоко ушел в сухой степной грунт, но был обнаружен, извлечен на свет божий с помощью малой пехотной лопатки, и попал в качестве трофея в багажник нашего песчаного ледокола. Ну а что, отпескоструить, зашлифовать, покрасить – и как сувенир на стенку, танковые траки тоже не каждый день попадаются.

59_KmsVTM6U.jpg

А природа вокруг – загляденье. Во многих областях Казахстана еще степь, а здесь колышутся под теплым ветерком цветы, зеленеют склоны выветрившихся скал, и бездонное небо как купол над головой:

UqRgIgvZ0w4.jpg

ENcAh3KQBuQ.jpg

Направляемся к третьей, вроде как последней, вышке. Она находится дальше всех, потому сохранилась намного лучше. Большие защитные козырьки над каждым входом целы, колонны из кирпичей, поддерживающие входную группу – тоже, а внутри вместо обычного бетонного пола самые настоящие мраморные плиты, как в какой-нибудь советской больнице или еще каком учреждении.

WB7Y6TspvH8.jpg

JkLr5v7M_Gs.jpg

E71rt5lY-Pk.jpg

Найти такие плиты было очень приятной неожиданностью. Видимо, данная вышка предназначалась для очень высоких чинов, какая-то она более основательная что ли. Внутри чисто, и стены, на удивление, расписаны не банальными сиськами-письками, а стихами на казахском языке, если кто в нем силен, может перевести, что тут написано, но вроде как что-то лирическое, не матерное и не пошлое. Да и рисунки вполне себе культурные, никаких половых органов. Видимо, служил в этих краях боец с тонкой душевной организацией, а может и не один:

5Y1MeuJeoDM.jpg

lGrWV9slx2c.jpg

У подножия такой необычной вышки находились остатки погрузочных рамп из бетона, видимо, техника тут отрабатывала навыки погрузки-выгрузки на железнодорожные платформы. Сами рампы давно вывезены, металл наверное был качественный, а вот наклонные пандусы остались.

vriAgDdhIIs.jpg

v0Y7pjSJCUo.jpg

Неподалеку в холме таинственно чернел провал, который заставил мое сердце забиться сильнее, но чуда не произошло – это оказалось всего лишь небольшое однокомнатное укрытие для личного состава, с побеленными стенами и затопленным глиной полом, совершенно пустое вдобавок. Лезть внутрь не стал, в таких местах могут быть змеи. А на холме над этим укрытием было сложенное из гранитных обломков «воронье гнездо» позиции тяжелого пулемета. На фоне гор оно мне почему-то напомнило афганские «высотки», удерживаемые нашими бойцами-шурави.

fyglM3_bbQ4.jpg

QPbaBYU82-0.jpg

Парни слегка притомились, да и время поджимало, хотелось посетить еще пару мест, поэтому мы вновь затряслись по петляющей среди холмов дороге, вверх-вниз, как на качелях.

Nao3GR1Wjso.jpg

Во время одного из таких спусков Менжик внезапно резко остановил машину, как оказалось, на давно заброшенном танкодроме, где столько лет не было техники, прямо на дороге валялась вполне себе свежая гильза от 30-мм автопушки БМП-2. Вот разве не удивительно? Трофей занял свое законное место у меня в сумке, и дома был отчищен до зеркального блеска. Пока я фотографировал гильзу, парни с задатками охотников заметили вальяжно удаляющихся от нас шагом куропаток, поэтому, выгрузив собаку, пустились за ними в погоню. Помимо куропаток, топотом и криками были вспугнуты два степных зайца, во все лопатки кинувшихся в разные стороны:

7NYClatfjao.jpg

tlaqj75xUxc.jpg

Погонявшись за проворной живностью и убедившись в многообразии местной фауны, мы поехали ко второму объекту, вроде бы уже мелькавшему здесь. Но за прошедшие три года он изменился явно не в лучшую сторону. Возле небольшого озерца стоял с десяток машин местных жителей, из раздолбанных динамиков слышалась смесь русского рэпчика и нашего казахстанского ойпырмая, от воды доносились визги и плеск. Жарились шашлычки. Ворота и бетонный столб, некогда преграждавшие въезд на территорию, исчезли начисто, вместе с плитами крыш почти на всех строениях. От разнообразия красных аптечек АИ-2 армейского образца остались одни воспоминания и лохмотья, на окрестных холмах пасся скот. Фотографировать тут было практически нечего, поэтому я сделал несколько снимков того, что еще можно назвать относительно целым, и мы поспешно удалились.

_rhx-0RdpG8.jpg

dieI7yYx6hY.jpg

0RHjvJztf_E.jpg

uU5KTCUVkno.jpg

q-UkuS1dF1U.jpg

Закончив небольшую серию снимков кадром, где на кучке коровьего навоза радостно произрастают грибы, мы рванули к нашей последней, столько дорогой моему сердцу цели. По пути зоркие глаза парней углядели на обочине дороги нечто, похожее на мины, что ими и оказалось – учебными противотанковыми минами без детонаторов. Вылезли, чтобы осмотреть, оценить вероятность подрыва и возможность схабарить. Но мины были сильно повреждены временем и непогодой, плюс решили все равно не рисковать и не тащить их через стационарный пост ДПС.

xq41WDBEXTQ.jpg

8PZetC9U1pM.jpg

HlGkHgN06mM.jpg

Рядом находился безымянный обелиск какому-то погибшему солдату, возможно, во время учений или ДТП с транспортом. Обычно я такое не фотографирую, но данный обелиск был огражден по углам вкопанными гильзами для 100-мм танковой пушки, поэтому вот вам кадр:

DpM2fbn4Z88.jpg

А дальше потянулись знакомые мне места. Менжику нужно еще было забрать друга с рыбалки, поэтому долго ностальгировать мне не удалось, но минут 15 на осмотреться было великодушно выделено, чем я и воспользовался. Бетонные плиты, соединяющие ныне действующую и охраняемую 40-ю военную базу Отар с моей родной и заброшенной рембазой, сохранились, также как и знаки «Внимание, танки!». Плиты эти лежали прямо вместо асфальта, чтобы по ним гонять тяжелую гусеничную технику, не повреждая асфальтовое покрытие.

BNx2tkPR9Tg.jpg

А дальше мое сердце предательски защемило. Пока парни сидели в машине в тени остатков гарнизонной душевой, я в одиночку бродил по знакомым тропинкам. По сути, от и без того небольшой рембазы бронетехники осталось немного – огромный главный ангар, в котором и проводились регламентные работы (замена опорных катков, перестволивание зенитных пушек, натяжка гусениц, замена масла и мелкосрочный ремонт двигателей, пополнение боекомплекта). Все внутренние перегородки в ангаре были снесены, также как и козловой кран под потолком, остались только канавы под трубы для слива отработанного масла и технической воды. Комнатка зампотеха также исчезла без следа, прихватив с собой въездные ворота спереди и сзади ангара. Но то место, где стояла моя «Шилка», я легко нашел, и вроде как даже царапины на бетонных плитах пола.

SaZo74pqHHs.jpg

lvMLf5LDMcA.jpg

Помимо ангара, сохранился скелет казармы и караульного помещения с подвалом, в котором мы хранили бочки с ГСМ, техническую ветошь и прочий скарб. Потолок казармы еще есть, опорные колонны тоже, а вот стены – увы. Место, где я ночевал, также удалось найти, на одной из колонн сохранилась едва заметная выемка от дужки кровати. Подвал пуст и лишь немного замусорен.

fY7GnB4OgS8.jpg

sa0eH4M97kY.jpg

4N6awPC5oUc.jpg

От гаражей для тягачей не осталось ничего, КПП также снесена до фундамента, хотя еще угадывается среди травы. Третьим более сохранившимся зданием было помещение для контроля за ремонтными работами, там же был склад инструментов, ЗИП и помещение для ремонта снятых двигателей:

VL4dYDqXWXo.jpg

Задерживать моих спутников дольше было уже просто свинством, они и так весьма недобро поглядывали на клонящееся к закату солнце, поэтому ностальгичную рембазу я оставил себе на следующий визит в эти края с любым желающим разделить со мной эти чувства. А напоследок выложу три фотки того, что делает Отар таким крутым и привлекательным:

TK4m8ceGfAI.jpg

baZ4klmfxRE.jpg

FIQaBjC3w88.jpg

Обратно доехали молча и быстро. Уставшие парни залипали в телефон, Менжик гнал чуть не 120 км/ч, я листал фотки и осмысливал увиденное, в приятном послевкусии от пережитых событий. В завершении хочу поблагодарить ребят за компанию и транспорт, без вас я бы очень нескоро испытал эту гамму чувств снова. В скором времени я надеюсь найти спутника (а может, и нескольких), чтобы снова окунуться в воспоминания и пройтись по растрескавшемуся асфальту вокруг ангара, где когда-то под привычное «боец, бля, куда ты прешь, бля?!» проезжала моя ласточка за номером 013.

Изменено пользователем Red XIII

Пилот гвардейской Нижне-Ташбуканской подземной межконтинентальной кавалерии стратегического назначения.
Четырежды лауреат бана форума Iznanka.kz

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
40 минут назад, Red XIII сказал:

три фотки того, что делает Отар таким крутым и привлекательным

Перед Карагандой ( если ехать со альматы) есть в/ч Спасск. В 90-х там вся степь была уставлена БТР, БМП и танками. Сейчас там мемориал пленным японцам и жертвам репрессий. На повороте стоит фигура метра три высотой - солдата с автоматом.

 

Изменено пользователем Mukhtar

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

красивый и берущий за душу отчет.

нечто подобное я испытал сегодня, когда рассортировывал  публикации за прошлые годы на форуме. хочется вернуться обратно...


Кто не прощался с жизнью, тот не может представить себе ее ценности.
Хаос всегда получает кровь.
 

theblackapostole.gif?9

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

отличное прекрасное местечко 

Изменено пользователем Bender
Ошибка

убить всех людей!

Этот ИИ ни ненавидит вас, ни любит, но вы сделаны из атомов, которые он может использовать для других целей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
3 минуты назад, Bender сказал:

перекатное

Как понимать - перекатное?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
23 минуты назад, Mukhtar сказал:

Как понимать - перекатное?

Помощник в телефоне помог :D


убить всех людей!

Этот ИИ ни ненавидит вас, ни любит, но вы сделаны из атомов, которые он может использовать для других целей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
29 минут назад, Bender сказал:

перекастное

Час от часу не легче! А что такое - перекастное?)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 минуту назад, Mukhtar сказал:

Час от часу не легче! А что такое - перекастное?)))

Всё не докапывайся человека


убить всех людей!

Этот ИИ ни ненавидит вас, ни любит, но вы сделаны из атомов, которые он может использовать для других целей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
2 минуты назад, Bender сказал:

Всё не докапывайся

И тебе не болеть, железяка!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
14 минут назад, Mukhtar сказал:

И тебе не болеть, железяка!

Хорошо не буду только если масло не потечет 


убить всех людей!

Этот ИИ ни ненавидит вас, ни любит, но вы сделаны из атомов, которые он может использовать для других целей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...

×
×
  • Создать...